«Дорогое никчемное удовольствие»: чем плох пермский Компрос после реновации? Мнение почетного архитектора

30 декабря, 2023 Без рубрики

Виктор Воженников считает, что часть перемен пошла проспекту во вред

natalya.palnikova@sholding.ru (Наталья Пальникова)

28 декабря 2023

Обновленный Компрос стал предметом споров
Фото: Тимофей Калмаков

Реновация Компроса не оставила равнодушными многих — сначала проект с заделом на серьезные изменения вызвал обсуждения, потом недовольства из-за ограничений движения и пыли, а после — восторг пешеходов от того, что наконец-то есть где разгуляться, а еще от того, что на проспекте стало красиво. Казалось бы — 300-летие Перми отпраздновали, проект реализован, что еще может волновать? На профессиональный взгляд почетного пермского архитектора Виктора Воженникова, проектировщики всё же кое-что не учли.

Капремонт Комсомольского проспекта начали в 2019 году, проект делали на основе проекта Института территориального планирования, о котором мы писали давным-давно. Изменения вы видите сами: с Компроса убрали троллейбусы, расширили тротуары, сузили дорожное полотно, перенесли парковки и обновили дорожные знаки — в общем, частично восстановили исторический облик главной улицы, как и хотели. Также обновлены зеленые зоны и фасады зданий, но сегодня не об этом.

Места мало, денег нет

Тротуары на Компросе расширили за счет реорганизации парковок и сужения дорожных полос. Ширина проезжей части сузилась до 10,5 метра (была около 11 метров), но трехполосное движение сохранилось. Одна из полос по-прежнему выделена для автобусов. Тротуары разделены на три зоны разными цветами плитки. На близкой к дороге стоят информационные знаки и посадочные площадки. Вторая зона — для фонарных столбов и рекламных конструкций. Третья зона, ближайшая к зданиям, предназначена для пешеходов.

Звучит неплохо, но Виктор Воженников считает это неудачным решением — количество парковочных мест уменьшилось примерно на 40%, страдает бизнес, страдают водители, а пешеходам такая дорога и вовсе не нужна.

Архитектор предполагает, что выбери разработчики генплана парковки под 45 градусов, а не параллельные, то можно было бы увеличить количество парковочных мест. Виктор Воженников считает, что они нужны городу больше, чем огромный тротуар.

— Я никогда не видел толп на Комсомольском проспекте. У нас полгода зима — пешеходов мало. Разработчики генплана говорят: «Отдайте место пешеходам». Я понимаю такие вещи в Европе, где комфортные погодные условия и высокая плотность населения. У нас в этом плане слабее, и люди никогда зимой не будут ходить пешком. Если бы увеличили парковочные места, никто бы из пешеходов особо не пострадал.

Сейчас на Компросе параллельные парковки и большие тротуары
Фото: Тимофей Калмаков

Также архитектор считает, что принятое решение об изменении дорожной обстановки уводит деньги из региона: парковок мало, поэтому у магазинов никто не останавливается — люди предпочитают бутикам проспекта большие и удобные ТРК. В том, что люди оставляют машины на парковках перпендикулярных Компросу кварталов, Виктор Воженников с разработчиками не согласен.

— Никакая дама не будет оставлять авто в перпендикулярном квартале, во-вторых, все эти парковочные места заняты. В магазинах на перпендикулярных кварталах ситуация с бизнесом улучшилась. Те, кто хотел попасть в бутик на Компросе, сейчас выберут мегамаркеты — бизнес уйдет туда. Но владельцы бизнеса не пермские, деньги будут не в Перми оставаться. Город страдает от сокращения и налогов, и бизнеса — интерес к этим магазинам упал.

Компрос — труба, не видно неба

Архитектор обнаружил на обновленном Компросе еще один недостаток — бесконечные столбы. Речь о том, что через полтора метра после столбов освещения установили столбы для ферм со знаками.

— Но ведь это можно сделать на тех же фонарях с помощью растяжек, как во всем мире это делается. Это просто нерационально потраченные бюджетные деньги, я бы так сказал. Десятки миллионов рублей ушли только на эти вещи. Причем это двойные фермы — будто одна не выдержит три знака. Это очень дорогое никчемное удовольствие.

Архитектор не видит смысла в столбах для знаков
Фото: Виктор Воженников

«Дорогое никчемное удовольствие», по мнению почетного архитектора, также портит восприятие иконических доминант, если проще — здания кафедрального собора и МВД на разных концах проспекта.

Как должно быть
Скриншот: Генплан Перми
Как есть на самом деле
Фото: Виктор Воженников

Вопрос о нагромождении столбов Воженников поднимал, когда на посту главного архитектора Пермского края был Артем Габдрахманов (сегодня — министр строительства), но с того времени ничего не поменялось: главный архитектор настоял на том, что такое расположение — требование ГИБДД.

— Мы сейчас едем по Компросу как будто в какой-то трубе — бесконечные столбы и фермы. Их бы в два раза меньше сделать, чтобы увидеть чистое небо. Также из-за этих столбов мы не видим красивых фасадов домов.

Мнение главного архитектора Перми

Уже год в регионе свободна должность главного архитектора Пермского края, но есть главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин. Он считает, что Компрос здорово было бы сделать более изящным.

— Излишне массивные конструкции. Полагаю, возможности не было сделать более изящно, — прокомментировал 59.RU Дмитрий Лапшин. — Хотелось бы понимать — это так задумывалось или дело случая? Вроде бы проект не лотерея: получится — не получится. Тем не менее без этих конструкций было лучше. Можно ли их заменить на какие-то тонкие тросы? На первый взгляд возможно. Хотелось бы понимать, кто принимал решение и на основании чего.

За разъяснением мы обратились в Институт территориального планирования, чей проект лег в основу реновации Комсомольского проспекта. Опубликуем ответ, когда он появится.

Посмотрите, как выглядел проект реконструкции. Сильно отличается от реальности?

https://59-ru.turbopages.org/59.ru/s/text/gorod/2023/12/28/73034225/?utm_source=vk_button

Все рубрики новостей: